Четверг, 25.04.2024, 08:33
                         сайт учителя начальных классов
                                                                                 Богдановой Елены Геннадиевны
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
родителям первоклассников [15]
узелки на память [12]
Наш опрос
Кто вы?
Всего ответов: 270
Форма входа
Статистика
Главная » 2011 » Июнь » 26 » Математика «ПО ПЕТЕРСОН»? Это только кажется сложно!
23:05
Математика «ПО ПЕТЕРСОН»? Это только кажется сложно!




продолжают обзор учебно-методических комплектов, по которым учат детей в 1–4 классах. Правда, в этот раз речь пойдет не о полном УМК, а лишь об одной части известной системы «Школа 2000…», где математика преподается… Конечно же по Петерсон! К этому автору у родителей традиционно много вопросов. Людмила Георгиевна Петерсон, лауреат премии Президента РФ в области образования, доктор педагогических наук, ответила на самые популярные.

Людмила Георгиевна, в чем суть системы «Школа 2000…»?

Как писал авторитетный в нашей педагогической среде психолог Лев Выготский, формирование любых умений (в том числе общеучебных) возможно только в деятельности. Нельзя научиться плавать, не войдя в воду. Но и не получится овладеть тем или иным стилем плавания, не освоив отдельных движений, их связок и комбинаций, не отработав и не откорректировав затем все это в воде.

Поэтому мы стремимся строить обучение так, чтобы при освоении любых умений — считать, решать задачи и примеры, дружить, учиться — дети сами проходили через все положенные этапы: первичный опыт выполнения действия и мотивация; знание того, как это действие надо выполнять; тренировка умения, самоконтроль и коррекция.
Учась по УМК «Школа 2000…», дети сами открывают новые знания, учитель лишь подводит их к этому с помощью определенных вопросов. То есть ученики являются не «пассивными получателями» информации, как было раньше, а активными участниками процесса. Например, в случае неправильного решения задачи дети могут самостоятельно выявить причины своих затруднений и сделать полезные выводы. В результате такого труда у ребят вырабатываются ценные качества, которые помогут им в дальнейшей учебе и жизни. Они вырастают инициативными, творческими людьми, созидателями. Деятельностный метод раскрывает творческий потенциал детей, развивает их способности. А это означает, что им легче будет справляться с разными задачами, в том числе нестандартными.

Что такое принцип «непрерывности», на котором строится УМК «Школа 2000…», и зачем он нужен?

Это отсутствие «разрывов» между всеми этапами обучения, когда на каждом этапе урока ребенок активно работает, ему интересно, он с удовольствием идет в школу, а при переходе с одной ступени обучения на другую ему не говорят: «Забудь, как ты это делал раньше…». Ясно, что непрерывность образования — это и здоровье детей, и качество обучения, и основа для их гармоничного развития. Мы создали «педагогические инструменты» непрерывности — соответствующие ей методики и содержание обучения. Они реализованы в том числе в курсе математики программы «Школа 2000…», который начинается с дошкольной подготовки (книги «Игралочка» для детей 3–6 лет, «Раз — ступенька, два — ступенька…» — 5–6 лет). Затем следует курс начальной школы и курс для 5–7 классов (программа «Учусь учиться»).

То есть уже с детского сада ребята проходят путь самостоятельных «открытий», которые помогают им осознать происхождение изучаемых понятий, их красоту и гармонию.

Для работы по программе нужны специально подготовленные учителя?

Педагог, работающий по нашему УМК, должен уметь создавать на уроке психологически комфортную обстановку, способствующую активизации творческого процесса. Важно научиться с уважением относиться к каждому, даже неверному, высказыванию ребенка, помогать ему обдумывать свои версии, подводить к самостоятельному выводу, замечать и поддерживать любой, даже самый маленький успех. Только тогда каждый ученик будет полноценно раскрываться как личность.

Есть мнение, что в освоении математики «по Петерсон» помощь родителей детям не нужна…

Когда родитель «делает уроки», то и развивается он, а не малыш. А если при этом он не проходил специальной подготовки, то его вторжение в эту область может даже нанести вред развитию познавательных интересов ребенка. Например, взрослый хорошо помнит метод пропорций и видит, что ребенку 3 класса дали задачу, которую можно решить этим методом. Он объясняет решение, а малыш его не понимает, т.к. к методу пропорций приходят лишь в 6–7 классе, а в 3-м используются другие способы. Поэтому мы строим работу так, чтобы каждый ученик начальной школы мог освоить образовательный стандарт по математике без помощи родителей, самостоятельно выполняя домашнее задание в течение не более 15−20 минут. При этом наша программа отлично позволяет развивать математические способности детей, давать им знания на самом высоком уровне. Не случайно среди участников и победителей различных олимпиад, в том числе международных, обычно больше половины наших детей. Но вернемся к помощи родителей.


Если у них есть желание и возможность быть «вместе с малышом», когда он осваивает дополнительный материал, это здорово! При этом помощь должна состоять не в том, чтобы решать за ребенка задачи, а в том, чтобы направить его самостоятельный поиск, задавая наводящие вопросы, например: «Прочитай внимательно условие», «Что известно?», «Что надо найти?», «Как ты предлагаешь действовать?», «Какое правило может здесь помочь?», «Проверь, выполняется ли условие?» и т.д. Для этого вовсе не требуется заранее знать решение задачи, гораздо полезнее, работая творчески, искать его вместе со своим малышом.

Как не подавить интерес детей к учебе?

Ответ следует из теории Маслоу: познавательный интерес у детей, как правило, проявляется лишь тогда, когда удовлетворены базовые потребности в безопасности, причастности, самоутверждении. Поэтому в «Школе 2000…» провозглашен отказ от внешнего принудительного контроля. Задания предъявляются на высоком уровне трудности, но оценивается лишь успех. Благодаря этому, у ребенка снимается страх перед ошибкой и поддерживается стремление добиться успеха на уровне своего возможного максимума. Совместный поиск решения трудных задач, уважительное отношение к мнению каждого ребенка, создание для каждого ситуации успеха, эмоциональное переживание радости маленьких побед обеспечивают, на наш взгляд, условия для проявления более высоких потребностей в самореализации.

Людмила Георгиевна, родители, чьи дети проходят математику «по Петерсон» порой выражают недовольство сложностью заданий, которые «даже взрослые не могут решить»…

Речь, видимо, идет о задачах, которые требуют не столько знаний по математике, сколько сообразительности. Вот, например, задачка для первого класса: «Арбуз весит 3 килограмма и еще пол-арбуза. Сколько весит арбуз?». Здесь надо сообразить, что 3 кг приходится не на целый арбуз, а на половину арбуза. Поэтому правильный ответ: 6 кг. Дети находят его чаще родителей. И в этом нет ничего плохого. Если мама чего-то не умеет, это большое счастье для ребенка: он будет учиться вместе с ней, что-то делать лучше, быстрее поверит в себя. Поэтому наряду с «обычными» задачами и примерами, которых все-таки в учебнике большинство, появляются и нестандартные. Они не являются обязательными ни для детей, ни для взрослых, но дают шанс для совместного творчества, учат малышей не бояться трудностей.

А если ребенок математику не любит?

Любой человек не любит делать то, что он не понимает. Непрерывность нашего курса и самостоятельная «добыча» знаний помогает вовлечь детей в математическую деятельность, сделать ее понятной и интересной для них. Например, всем известно, что многие учащиеся «не любят» геометрию, хотя это интереснейший раздел математики!

Почему? Мне думается, одна из причин — дети не понимают смысла того, что они делают — зачем, например, доказывать теоремы, когда и так «все видно» на чертеже! В нашей программе к 7 классу учащиеся с помощью собственных построений и измерений сами открывают почти все свойства фигур, изучаемые в 7–9 классах, переживая при этом радость творчества, личных и коллективных побед. На этом фундаменте в 7 классе они переходят к решению осознанной ими проблемы — научиться доказывать, что свойства, открытые ими, верны для всех аналогичных фигур (а не только для тех, которые они измеряли). Таким образом, учащиеся начинают познавать дедуктивный метод, значимость которого для них очевидна хотя бы из книг о Шерлоке Холмсе. Так на протяжении всего школьного курса у детей формируется личностное, неформальное отношение к математике…

Что делать, если у маленького ученика нет ни абстрактного мышления, ни творческих способностей? Как заниматься по Вашей методике?

Для таких детей развитие мышления средствами математики особенно важно. Постоянное обращение к творчеству пробуждает врожденные способности и любознательность. Срабатывает принцип: «Дай мне сделать самому, и я пойму». Он нужен всем — и в лицеях, и в коррекционных классах. «Слабые» дети не выпадут из процесса обучения в средней школе только при включении их в активную учебную деятельность. Практика показывает, что многие выравниваются и становятся «сильными». Эйнштейна ведь в школе тоже считали «тупым».

Людмила Георгиевна, еще пара вопросов, не относящихся к УМК. Хотелось бы знать Ваше мнение по поводу того, как можно избежать в начальной школе перегрузок? Сегодняшние первоклассники тратят на домашние задания по 2–3 часа…

При правильном обучении по нашей программе никаких перегрузок нет, ряд учителей успешно работают даже без домашних заданий. Проблему представляют случаи, когда педагог, видимо из лучших побуждений, дает детям какие-то немыслимые задания в нарушение и авторских установок, и САНПиНов, и здравого смысла. Если компьютером кто-то забивает гвозди, то вряд ли стоит в этом винить разработчиков компьютеров. А избежать этого не так сложно — достаточно объяснить назначение компьютера.

На Ваш взгляд, нужны ли оценки в начальной школе?

Да. Но это должно быть не «приговором», не решением суда, а мотивирующим фактором. Например, в первом классе оценка — это не балл, а звездочка, штампик или наклейка, которые фиксируют достижения ребенка, его старание и продвижение относительно себя. Со второго класса можно вводить баллы, но подход должен оставаться прежним: требования достаточно высоки, но посильны, а оценка — не кнут, а пряник. Тогда отсутствие пряника (хорошей отметки) при его наличии у других и понимание возможности достижения успеха тоже будет побуждать ребенка к работе над собой гораздо сильнее, чем любой кнут.

А как Вы относитесь к проекту 6-летнего начального обучения?

Цель удлиненной «началки» — обеспечить безболезненный переход детей в основную школу. Этот скачок «во взрослую жизнь» достаточно сложен: в начальной школе у детей одна учительница, а в пятом классе уже много «предметников». Меняются и цели: если в начальной школе дети учатся читать, писать и считать, приобретают лишь первичный опыт самостоятельного познания, то в средней школе они знакомятся с основами научных знаний. Это приводит к изменению методик и самого языка общения учителей и учеников. К примеру, если во втором классе на уроке математики ребят учат выполнять действие деления на дольках яблока, то в пятом классе они должны усвоить: «Разделить число а на число b — значит найти такое число c, которое при умножении на b дает а». По сути, это то, что они уже проходили, но осознать это детям непросто. Кроме того, в 10 лет как раз происходит психологическая и физиологическая перестройка организма. Чтобы сделать переход к новому укладу более комфортным, можно оставить младшеклассникам их первых учителей еще на 2 года. Преподаватели начальных классов превращаются в классных руководителей и могут вести у своих учеников один предмет, к которому подготовлены. Детям не придется странствовать по кабинетам — учителя сами должны будут приходить на урок в их кабинет.
Однако существуют и опасности такого проекта. Сегодня начальное профессиональное образование далеко не всегда предполагает подготовку учителей к работе в 5−6 классах. Поэтому пока шестилетка — это эксперимент, который проходит в 1% школ.

из журнала "Первоклассные родители"

Категория: родителям первоклассников | Просмотров: 1804 | Добавил: Аленка | Теги: Петерсон, Математика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск


Календарь
«  Июнь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Архив записей
Где я бываю










 
УчМет - учебно-методический портал. Библиотека разработок, умк, конкурсы, социальная сеть педагогов

Сайт
Камчатский семейный портал
KINDER.RU - Интернет для детей

Банк-интернет портфолио учителей
SafeWeber.ru Анализ сайтаКаталог сайтов. Зарегистрировать сайт бесплатно в каталог сайтов
Copyright MyCorp © 2024 Сделать бесплатный сайт с uCoz