Тест на выявление знаний ребенка о школе и школьном распорядке
Попросите ребенка ответить на
следующие вопросы. За каждый правильный ответ засчитывается один балл.
1. Что такое класс? (Класс - это комната, где проходят занятия. Там стоят
парты, учительский стол, доска, на которой мелом пишут задание и выполняют
упражнения. Еще классом называют всех учеников, которые вместе посещают
занятия. Например, первый класс, класс "а", дружный класс.)
2. Что такое урок? (Урок - это время, когда узнают много нового, слушают
объяснение учителя и выполняют различные упражнения. Иногда словом
"урок" называют выполнение какого-либо задания, например
"выучить уроки" - это значит выполнить упражнения, которые были
заданы на дом.)
3. Что такое каникулы? (Каникулы - это перерыв на несколько дней, когда в школе
нет занятий. Каникулы бывают осенью, зимой, в Новый год, весной, а летние
каникулы длятся все лето.)
4. В классе учатся дети одного возраста или разного? (Все дети в одном классе
обычно одного возраста. Дни рождения у них могут быть в разное время, но все
они одного года рождения.)
5. Как можно узнать, что пора идти на урок? (Звенит звонок на урок, коридоры
пустеют, а все дети спешат занять свое место за партой в классе.)
6. Что такое перемена и для чего она нужна? (Перемена - это перерыв между
уроками, когда можно отдохнуть, поиграть, сходить в столовую или в туалет.)
7. Что такое отметка? (Отметка - это оценка того, как ученик выполнил задание
или работал на уроке. Отметки исчисляются в числах от одного до пяти.)
8. Какие отметки хорошие, а какие - плохие? (Чем больше число, обозначающее
отметку, тем выше сама отметка, тем, соответственно, лучше результат. 1 -
"единица" - самая плохая отметка; 2 - "двойка" - плохо; 3 -
"тройка" - посредственно, удовлетворительно, не очень хорошо; 4 -
"четверка" - это хорошая отметка; 5 - "пятерка" - отлично.
Про того, кто учится на пятерки, говорят, что он отличник, а тот, кто учится на
двойки, - двоечник; он учится плохо.)
9. Что такое школьный дневник и для чего он нужен? (Дневник - это такая
специальная тетрадка, в которой есть расписание уроков. Там дети записывают
домашнее задание, а учитель ставит туда отметки.)
10. Как в школе называют стол, за которым сидят дети? (Дети сидят за партами.)
11. На чем пишет учитель, когда объясняет правило или задание? (Учитель пишет
на доске.)
12. Как нужно обращаться к учительнице? (К учительнице обращаются по
имени-отчеству и на "Вы".)
13. Что нужно сделать, если необходимо спросить что-то у учительницы или когда
хочешь ответить на заданный вопрос? (Нужно молча поднять руку, но так, чтобы ее
было видно. Когда учительница обратит внимание и спросит, можно задать свой
вопрос или дать ответ.)
14. Что нужно сказать, если необходимо выйти в туалет? (Надо поднять руку и
спросить: "Можно выйти?")
Если ваш малыш правильно ответил на 11-14 вопросов, то он вполне знаком со
школьными правилами и необходимость следования школьному распорядку не будет
его огорчать. Он будет с уважением относиться и к учителям, и к своим
одноклассникам и, скорее всего, будет отличаться примерным поведением.
Правильные ответы на 7-10 вопросов свидетельствуют о том, что ребенок в общих
чертах знаком с правилами школьного распорядка, но, чтобы он меньше испытывал
трудностей в повседневной школьной жизни, неплохо было бы подробнее поговорить
с будущим первоклассником о школе.
От 4 до 6 правильных ответов - это информация к размышлению для родителей. Ваш
ребенок еще не очень хорошо знает, как проходят занятия в школе, как необходимо
себя вести в тех или иных ситуациях. Поэтому побольше рассказывайте малышу о
школе, спрашивайте его время от времени о деталях школьной жизни.
В том случае, когда правильных ответов всего 3 или меньше, - это уже тревожный сигнал.
Может быть, вы совсем не разговариваете с малышом о том, как проходят школьные
будни.
Если количество правильных ответов вашего малыша меньше шести, наряду с
разговорами о школьном распорядке мы рекомендуем вам моделировать повседневные
школьные ситуации.
Для этого пригласите других ребят и поиграйте с детьми в "Лесную
школу". Эта игра помогает "примерить на себя" школьную жизнь и
представляет собой ролевую игру, где дети учатся, как нужно вести себя в школе.
Хорошо, если удастся собрать что-то вроде класса - группу из нескольких
человек.
Каждый ребенок (или взрослый, если вы тоже принимаете участие) представляет
какого-либо животного. Выбирается ведущий - это учитель, мудрая сова. Звенит
звонок, сова влетает в класс и представляется: "Здравствуйте, ребята, меня
зовут Сова - Мудрая Голова, а вас как зовут?" Дети наперебой начинают
представляться именами своих животных.
Сова их учит, что, для того чтобы всех было слышно и все смогли представиться,
нужно называть свое имя по очереди, а если необходимо что-то сказать, то надо
поднять лапу или крыло.
Затем можно смоделировать различные школьные ситуации. Например, Сова объясняет
новый материал, вызывает для ответа к доске, спрашивает урок и задает домашнее
задание.
Можно в игровой форме моделировать содержание различных школьных предметов.
Просить детей посчитать, рассказать что-то вслух, выполнить различные
занимательные упражнения. В процессе игры ребята должны научиться вести себя
корректно в той или иной ситуации, они также знакомятся с общими правилами и
нормами школьного распорядка.
Сова может ставить отметки. В качестве отметок используются желуди, шишки,
листочки и т. п. Важно, чтобы дети умели считать до пяти и понимали, какая
отметка плохая, а какая - хорошая. После того как вы потренировались в такой
игровой форме, повторите тест. Вы можете добавить еще какие-нибудь вопросы
относительно школьного распорядка, которые считаете важными для успешного
вхождения в русло школьной жизни вашего малыша.