Вы наблюдали за действиями маленького ребенка? Он за день перебирает
десятки предметов, тянет их в рот, бросает, носит с собой. И при этом
орудует попеременно то правой, то левой рукой, а то и обеими сразу.
Оказывается, что до достижения определенного возраста детям совершенно
безразлично, какой рукой пользоваться. А если ребенок отдает
предпочтение одной руке и рука эта - левая? "Неужели наш ребенок левша? -
задаются родители вопросом и серьезно огорчаются, - ведь большинство
людей - правши!"
Почему мы не пользуемся одинаково успешно обеими руками и почему
предпочтение отдается правой, хотя довольно большому количеству людей
удобнее действовать левой?
У совсем маленьких детей рукость установить довольно сложно,
обычно она проявляется к школьному возрасту. В возрасте от нуля до трех
лет количество праворуких увеличивается с 50 до 85 процентов, а к семи
годам достигает 95 процентов. Остальные остаются левшами на всю жизнь.
Что же порождает леворукость?
Возможные причины леворукости: генетическая склонность
(при наличии леворукости родственников) и мозговые травмы, полученные
при родах (патологическая леворукость). Среди здоровых детей (без
патологии мозга) полных левшей нет.
Пишущая рука не является определителем рукости. Например, многие
пишут, едят и причесываются одной рукой, а зубную щетку и ракетку держат
другой. В этом проявляется оценка предпочтений, выявляющих частоту
использования одной и другой руки, то есть варьирующий признак: от
праворукости через использование обеих рук до леворукости.
Анализируя причины возникновения леворукости, нельзя не обратить
внимание на ассиметрию полушарий головного мозга. Правое и левое
полушария мозга функционируют по-разному, причем у большинства людей
левое доминирует над правым, значит правая часть тела более совершенная,
лучше приспособленная. У левшей же правая часть мозга преобладает
над левой, следовательно, такие люди лучше владеют левой стороной тела.
Раньше считалось, что вербализация связана с левым полушарием, а
визуальные функции - с правым. Последние специальные исследования
доказывают, что оба полушария контролируют речь и пространственное
восприятие. Психические процессы также формируют в обоих полушариях как в
едином органе. Но несмотря на это, у людей существует функциональная
ассиметрия.
Говоря о леворукости, невозможно не коснуться вопроса о насильственном
переучении левшей. Особенно старательно пытались это делать
воспитатели детского сада и учителя в школе. В процессе переучивания
ребенок становится вспыльчивым, раздражительным, беспокойно спит. Позже
появляются еще более серьезные нарушения: частые головные боли, вялость,
неуверенность в себе. В итоге развиваются невратические реакции и
нервные тики, энурез, довольно часто нарушается темп и ритм речи,
приводящий к заиканию.
Каждый третий ребенок, страдающий дислексией (нарушением
способности к чтению), - это переученный левша.
Наиболее характерные и загадочные проявления левшей - это
зеркальное письмо, оно может быть и у детей с неустойчивым правшеством.
При переучивании на правшу у детей наблюдаются трудности формирования
пространственных представлений, различия правого и левого. А также верх и
низ, вертикальное и горизонтальное - меняются местами, причем ребенок
не чувствует неправильности и даже не замечает ее.
Однако, у большинства детей в возрасте от трех до семи лет
обнаруживается спонтанное зеркальное письмо. И у левши после овладения
обычным письмом внезапно, в момент утомления или невнимательности, может
проявиться зеркальное письмо. Полное исчезновение этого феномена
наблюдается обычно после десяти - одиннадцати лет.
Итак, леворукость - не порок, не дефект, а в каком-то
смысле даже и некоторое преимущество. Поскольку огромное
большинство людей - правши, то почти все машины, инструменты и
приспособления сделаны для них. И им нет необходимости развивать левую. А
левша вынужден пользоваться правой рукой и таким образом развивать ее. В
результате многие левши могут с одинаковой ловкостью работать обеими
руками.
Около 4 процентов населения - левши и они имеют одинаковые с
правшами психические способности, социальные достижения. У левшей
отмечены лучшие, по сравнению с правшами, показатели адаптации к трудным
климатическим условиям.
"Самые способные" среди леворуких детей, если не вынуждать их
переучиваться, могут обнаружить высокие показатели психического
развития, математические способности, особые достижения в архитектурной
деятельности и проявить необычайные способности в оригинальном
художественном и музыкальном творчестве.
Многие гении были левшами, например, величайшие скульпторы всех
времен - Леонардо да Винчи и Микеланджело; выдающиеся полководцы -
Македонский, Наполеон; писатели - Л. Кэрролл, актер Чарли Чаплин; солист
группы "Битлз" Пол Маккартни и многие другие.
Некоторые из них писали и левой рукой, и зеркально и достигли
многого... Кто знает, может это заслуга тех, кто был рядом и не мешал
им...
Татьяна Леухина
|