Действительно, в
настоящее время любое личное письмо, отчет, заявление, можно просто
набрать на компьютере и распечатать. Для чего же заставлять ребенка
выводить аккуратные буковки? Дело в том, что
письменная речь тесно связана со становлением высших психических
функций, необходимых для полноценного интеллектуального развития. Проще
говоря, обучаясь письму, ребёнок развивается психологически и
физиологически, достигая уровня, необходимого для усвоения более
"сложных" знаний, овладения многими другими навыками.
Механизм письма
Как происходит процесс написания буквы? Во-первых, необходимо
распознать звук, которому соответствует буква. Услышать и понять, что
нужно изобразить на бумаге. Затем вспомнить, как выглядит буква,
выделить её из ряда других. Во-вторых, определить для буквы место на
листе бумаги, мысленно рассчитав её высоту, ширину, наклон, положение на
строке. Далее, постоянно контролируя движения руки, вывести букву из
отдельных элементов, постоянно сравнивая их с мысленным планом, по
необходимости корректируя процесс. Возможно, сейчас вы не в
состоянии вспомнить, насколько это трудная, кропотливая работа, потому
что у взрослого человека этот навык доведен до автоматизма. Но
на примере видно, что в процессе написания даже одной буквы участвуют
слух, зрение, память, внимание, наглядно-образное, пространственное
мышление, тонкая моторика руки, воля. Согласованность всех этих
элементов обеспечивается взаимодействием различных мозговых структур.
Почерк у детей обычно начинает "портиться" в средней школе, так как
навык становится автоматическим и красоте букв уделяется совсем мало
внимания. В письме начинает ярко проявляться индивидуальность. О чём расскажет почерк?
Что давала детям каллиграфия, или, как назвали этот урок позднее,
чистописание? Умение контролировать мелкие движения руки. Этот навык
давался с большим трудом, так как использовались чернильные "перья",
писать которыми сложно оттого, что от малейшего наклона ручки перо
переставало писать или с него спадала клякса. Зато утомительные
упражнения помогали вырабатывать, кроме красивого почерка, аккуратность,
терпеливость, самообладание, волю. "Некрасивый", небрежный
почерк, для взрослого человека, в первую очередь признак слабой воли. А о
каких проблемах могут рассказать особенности детского почерка? Нажим
- сила нажима говорит о количестве энергии, прилагаемой при письме, то
есть о силе и работоспособности ребенка. Если нажим неравномерный,
наклон букв меняется от строки к строке (а бывает, что и в одном слове),
следует знать, что для ребенка характерна высокая чувствительность,
нервность, внутренняя нестабильность. Величина букв отражает
отношение к себе. Крупные, выходящие за строчку буквы говорят о желании
привлечь внимание к себе, а мелкие, неразборчивые, подстрочные - о
стремлении спрятаться, быть незаметным. Когда же буквы меняют свой
размер, то маленькие, то крупные, это может говорить о серьезных
переживаниях или заболевании. Различные "декоративные" элементы
почерка - виньетки, "чёрточки", "хвостики", также являются способом
привлечь внимание, выделиться, "приукрасить себя". Если эти элементы
вычурны, округлы, с "завитушками" - есть склонность к мечтательности,
отстраненности. Если же угловаты и резки - к конфликтности, жесткости.
Почерк - отражение не только индивидуальности ученика, но и его
характера, настроения, особенностей развития, состояния здоровья. Будьте
более внимательны к тетрадкам ребёнка, и тогда вы сможете вовремя
заметить проблему и предотвратить дальнейшие трудности.