Время от времени нежелание идти в школу посещает школьника любого
возраста. Что же говорить о первокласснике, для которого радостное
ожидание и праздник 1 сентября остались позади! От скуки, разочарования и
апатии не застрахован никто, даже старательный, исполнительный и
любознательный ребенок.
И вы можете услышать от школьника: «Не пойду я больше в эту школу...». Стоит ли немедленно начать бить тревогу?
Сначала необходимо отделить обычное нежелание заниматься будничными
делами (оно возникает время от времени у любого человека) от
действительно опасного.
Обычное нежелание
Опасное нежелание
Снижается первоначальный интерес к школе и занятиям.
Полное отсутствие интереса к учебе.
Может время от времени жаловаться, что учиться надоело (особенно к концу
недели и четверти), но активен в своих любимых занятиях.
Ничто не интересно, безразличен ко всему, даже к играм, если они требуют хоть какого-то напряжения.
Радуется, когда не надо делать домашние задания.
Делает уроки только из-под палки.
Время от времени хочет остаться дома, пропустить уроки.
Постоянное нежелание ходить в школу и вообще учиться. Выражается это
активным протестом либо болезненными симптомами (кашель, насморк, рвота,
понос), причем симптомы исчезают, если разрешат остаться дома. Возможна
и простая симуляция.
Иногда недоволен учителем, полученными оценками.
Очень не любит или боится учителя, постоянно испытывает страх получить плохую отметку.
Значит, беспокоиться нужно, если нежелание учиться постоянное, устойчивое, выражается в активном или пассивном протесте.
Особенно серьезно нужно подойти к случаям, когда у ребенка появляются
невротические реакции. Например, без видимых причин постоянно повышена
температура. Или постоянный упадок сил у физически здорового ребенка.
Или раньше ребенок был уравновешенным, а теперь у него резко и часто
меняется настроение, стал нервозным, непредсказуемым.
В таких случаях может понадобиться помощь психотерапевта. Но чаще помочь
могут сами родители. Это не значит, что надо усилить контроль и водить в
школу за руку. Постарайтесь спокойно разобраться в причинах состояния
ребенка. Что следует знать родителям?
1. Иногда родители начинают загружать малыша еще до школы, превращая его
в ученика раньше срока. А некоторых детей недостаток времени для игр
приводит просто в отчаяние. Стоит ли удивляться, что к учению такой
ребенок не испытывает особо теплых чувств.
2. Вольно или невольно родители формируют у будущего первоклассника
определенное отношение к школе. Одни заранее пугают: «Вот пойдешь в
школу, там тебя заставят трудиться!» Другие, наоборот, уверены в
способностях своего чада и готовят его только к победам, а не к
трудностям.
3. В безудержном стремлении дать ребенку полноценное и разностороннее
образование нетрудно потерять чувство меры. Родителями часто не
учитываются реальные возможности ребенка. Многочисленные дополнительные
занятия иногда не развивают малыша, а истощают его. Не хватает
свободного времени для саморазвития, для собственных интересов ребенка,
для общения со сверстниками.
Отрицательное отношение к учению может возникнуть, если родители требуют
от ребенка совершенства во всем. И каждую отметку ниже пятерки
воспринимают как трагедию. У ребенка еще могут не сложиться отношения с
учителем или одноклассниками. Что может сделать родитель?
1) Признавать право ребенка на ошибку; научить его относиться к ошибкам и неудачам как к чему-то неизбежному, но полезному.
2) Научить ребенка видеть причины своих неудач не только во внешних
обстоятельствах (не та школа, злой учитель, плохие одноклассники), но и в
себе самом, понимать эти причины и исправлять их.
3) Поддерживать у своего школьника уверенность в себе, чувство, что он
может преодолеть любые трудности и в то же время всегда может
рассчитывать на вашу поддержку.
4) Помогать ребенку рассчитывать свои силы: не заставлять его заниматься
слишком много, но и не допускать легкомысленного отношения к учению.
5) Маленькому школьнику уделять как можно больше внимания, по-прежнему ласкать его.
6) Не ждать от ребенка только наивысших результатов, не требовать, чтобы был отличником.
7) Помогать, когда у ребенка не складываются отношения с учителем или одноклассниками.
8) Встречая ребенка после школы, поинтересуйтесь, как он себя чувствует,
было ли ему интересно, что нового он узнал. Об отметках следует
узнавать в последнюю очередь.
Если ребенок расстроен, подбодрите его, не расспрашивая (какое-то время) о школе.