Какова главная задача родителей в период адаптации ребенка к школе?
Основа родительской позиции вообще состоит в том, что дома ни в
коем случае нельзя дублировать школу. Родитель никогда не должен
становиться вторым учителем. Основная задача родителей в помощи
первокласснику — эмоциональная поддержка, предоставление максимально
возможной самостоятельности в организации его собственных действий по
выполнению школьных правил.
Как подготовиться к первому сентября?
- Рассказать о том, что ждет ребенка в этот день.
- За несколько дней начать вводить его в ритм "подъема и отбоя".
- Любимый медвежонок (кукла или любимая игрушка) должен быть взят с собой в портфель (он тоже в первый день пойдет учиться).
- Можно дать ребенку с собой камушек — амулет (обеспечивает "связь с родителями").
- Основная одежда должна быть новой и особой (школьная одежда), но
какая–то деталь одежды должна быть знакомой и любимой (любимые носочки,
маечка, значок на рубашке и пр.)
- Мобильный телефон первого сентября (и вообще в период адаптации)
лучше с собой не давать. Ребенок хуже привыкает к новой жизненной
ситуации и новым взрослым, если у него есть возможность постоянного
контакта с родителями.
- Цветы учителю должны быть такими, чтобы ребенок ощущал их особенную
красоту (пусть их будет немного). Лучше, если он будет выбирать цветы
вместе с Вами. Это важно, чтобы у него не возникало чувства, что другие
дети принесли красивые цветы, а он — плохие.
- Приготовить все с вечера, чтобы утром не возникло суеты или паники.
Рассчитать время, чтобы ребенок с утра мог, не спеша поесть, сходить в
туалет.
Какие непредвиденные трудности могут возникнуть первого сентября?
Часто дети (особенно не посещавшие раньше детских садов или детских
групп) в последний момент отказываются расставаться с мамой или папой,
которые привели их в школу, начинают плакать, цепляться за родителей. В
такой ситуации лучше пойти на занятия вместе с ребенком. Для этого нужно
заранее освободить себе весь день. О возможности ходить вместе с
ребенком на уроки лучше поговорить с учителем (администрацией школы) на
родительском собрании заблаговременно.
Какие непредвиденные трудности могут возникнуть второго сентября?
Мама будит Петю второго сентября: "Вставай. Пора идти в школу!"
Петя: "Я же уже вчера сходил..."
Что делать, если ребенок с утра плохо себя чувствует, а нужно идти в школу?
У шести-семилетних детей редко случается "воспаление хитрости". Либо
ребенок, действительно, заболевает, либо плохое самочувствие связано с
необходимостью идти в школу. В любом случае, стоит это проверить. Если
ребенок после того, как Вы оставили его дома, сразу почувствовал себя
лучше, то, возможно, его плохое самочувствие связано со стрессом,
испытываемым в школе. Постарайтесь выяснить (у ребенка, у учителя, у
знакомых детей), что происходило в школе вчера, позавчера. Важно понять,
что происходит, особенно если такое повторяется систематически.
Если же Вы все-таки решили отправить ребенка в школу, дав ему
таблетку от головной боли (или не обнаружив никаких симптомов болезни),
не делайте ценностью преодоление им плохого самочувствия. Не хвалите за
то, что он пошел в школу, переборов себя. Если Вы будете гордиться, что
Ваш ребенок учится (трудится), невзирая на свое плохое самочувствие, то у
него может подсознательно закрепиться установка на болезнь: можно
добиться похвалы, болея.
Как реагировать, если ребенок злится на учителя (детей) в школе или испытывает страх перед школой?
Прежде всего: не запрещать переживания. Не нужно твердить ребенку:
"Нельзя злиться! Нельзя бояться!" Переживания — вполне естественная
вещь, и они должны иметь право на жизнь. Однако необходимо обсудить с
ребенком, что вызывает страх или злость, вместе с ним понять, почему
другие люди совершают действия, вызывающие у него те или иные
эмоциональные реакции. Понимание действий других часто само по себе
снимает переживания.
Есть и другие культурные формы, помогающие человеку справляться со
страхом. Для детей это, прежде всего, чтение страшных сказок в ситуации
полной защищенности (на маминых коленях). Сказки дают человеку пережить
чувство неизбежности торжества добра над злом, сопереживания радости и
состраданию, обеспечивающих победу маленького, слабого, но доброго, над
большим злом. Другая полезная для детей форма культурного преодоления
страха — спортивные игры, вызывающие переживания азарта, уверенности в
победе.
В процессе взросления ребенок должен получить опыт проживания и
преодоления трудностей и конфликтов. Задача взрослых состоит в том,
чтобы, находясь рядом, помогать ребенку определять конструктивные
способы своего поведения в таких ситуациях.
Что делать, если нужно спешить в школу, а ребенок не торопится?
Психологами замечено негативное влияние активного организующего
давления взрослого на ребенка. Если постоянно торопить ребенка: "Давай
быстрее, мы уже опаздываем! Ну что ты копаешься?!", — то может,
наоборот, закрепиться обратная реакция. Сформируется защитный стереотип
"медлительности": в любой ситуации, требующей быстрого реагирования,
ребенок будет замедляться и "тормозить". В этом он ничуть не виноват,
так его организм защищается от тревоги и напряжения, вызванных
"эмоциональным прессингом" извне.
Поэтому целесообразно проводить "профилактику цейтнотов". С этой целью, организуя сборы ребенка в школу, желательно:
- Предусмотреть более раннее вставание, позволяющее ребенку просыпаться, завтракать, одеваться, умываться в его собственном темпе.
- Проследить, чтобы ребенок собрал портфель и приготовил одежду и обувь с вечера.
Как относиться к неудачам ребенка, почти неизбежным в начале школьной жизни?
Родители часто относятся резко отрицательно к первым неудачам
ребенка. Негативные оценки взрослых повышают тревожность ребенка, его
неуверенность в себе и своих действиях. Это, в свою очередь, ведет не к
улучшению, а к ухудшению результатов. Так складывается порочный круг.
Постоянные опасения ребенка услышать негативные оценки со стороны
домашних приводят к страху сделать ошибку. Это отвлекает ребенка от
смысла выполняемых им заданий и фиксирует его внимание на мелочах,
заставляет переделывать, исправлять, бесконечно перепроверять.
Стремление сделать работу как можно лучше на этом этапе только ухудшает
дело. Особенно сильно это проявляется у тревожных, неглупых,
исполнительных детей.
Поэтому самое правильное отношение к первым неуспехам ребенка —
отношение понимания, поддержки, помощи: "У тебя все получится. Я тебе
помогу." Важно создать условия для переживания ребенком (хотя бы иногда)
собственной победы.
Каковы типичные проявления стресса и дезадаптации?
- Ребенок часто плачет (больше, чем обычно).
- У него, в отличие от обычного, подавленное или, наоборот, возбужденное состояние (хуже засыпает).
- Ребенок проявляет необоснованную агрессию (ругается, налетает, отвечает агрессивно, лезет в драку).
- Ребенок отказывается идти в школу.
Как можно снимать стресс?
- Обеспечить ритмичную жизнь и порядок дома (здесь очень важен собственный пример и подражание ему ребенком).
- Важна теплая, естественная, спокойная манера поведения взрослых дома (без срывов, повышенного тона).
- Необходимо на какое-то время продолжение традиционных "детских"
ритуалов укладывания, еды, умывания, совместной игры-обнимания, чтения
на ночь, которые были приняты в дошкольном детстве ребенка.
- Снимают напряжение игры с водой, песком, рисование красками (с
разрешением пачкания — отсутствием критики или осуждения за испачканную
одежду, пол!), изготовление коллажей в "рваной" технике (рвать цветную
бумагу, старые журналы и клеить из них картины), спортивные игры на
воздухе (мяч, скакалки, "классики" и пр.)
- Чрезвычайно важно отсутствие лишних постоянных раздражителей (телевизор, приемник).
- Необходимо давать ребенку возможность испытывать время от времени настоящую детскую радость (праздник, театр).
- Для многих лучше всего снимает напряжение отдых на природе (особенно, труд).
Какие необычные проявления ребенка требуют обращения к специалисту?
- Страхи (ночные страхи).
- Энурез (недержание мочи), особенно если перед школой этого уже не было.
- Грызение ногтей, заикание или подергивание века, лицевых мышц.
- Ярко выраженная агрессия.
О чем лучше спросить ребенка, когда он возвращается из школы?
Психологи установили, что родители своими вопросами о школе
показывают ребенку свои приоритеты и ценности. Машу мама всегда
спрашивает по дороге домой: "Что ты сегодня получила? Тебя хвалили или
ругали?". Ваню спрашивают о том, с кем он подружился, было ли ему
интересно. Петю о том, что он нового сегодня узнал. Сашу — что было в
школе на завтрак, не проголодался ли он.
Именно то, о чем Вы все время спрашиваете и покажет ребенку, что для
Вас в жизни главное, а что второстепенное. Он интуитивно будет
ориентироваться, скорее всего, на Ваши ценности. Это не означает, что он
и будет развиваться именно в соответствии с вашими желаниями. Часто
бывает так, что слишком резко заявленные родителями приоритеты вызывают
тяжелейшие кризисы у ребенка, ощущающего, что он не в состоянии
соответствовать этим родительским запросам. Иногда, наоборот,
ориентируясь на интересы родителей, ребенок начинает игнорировать
образовательные ценности школы.
По Вашим вопросам о школе ребенок должен понять,
- что Вам интересно все, что с ним происходит,
- что Вам важны его успехи, но Вы любите и принимаете его таким, каков он есть.
Что не может быть сделано без участия родителей?
Без участия родителей не может быть построена самостоятельность
младшего школьника в организации своего рабочего места, в выполнении
домашних работ, в подготовке своей одежды и портфеля к завтрашнему дню.
Культивирование самостоятельности — это ответственная и постепенная
работа Часто бывает проще что-то сделать самому, чем ждать, пока это
сделает ребенок. Иногда действия ребенка представляют для него реальную
опасность. И тогда родители предостерегают его: "Не делай сам, это
опасно (трудно), за тебя сделаю я". Эта неправильная установка приводит к
"выученной беспомощности", отказу ребенка в дальнейшем от любых
самостоятельных действий, неверию в собственные силы.
За чем должен проследить родитель, если он хочет помочь ребенку учиться?
Самая главная задача родителей во время школьного обучения ребенка —
не стать учителями-дублерами, а остаться родителями, принимающими,
понимающими и любящими своего ребенка, невзирая на его школьные успехи
или неудачи. Поэтому и следить родитель должен, в первую очередь, за
уровнем самостоятельности ребенка в домашних делах (в том числе и в
выполнении школьного домашнего задания).
Если до начала обучения в школе ребенок не овладел приемами
самостоятельного одевания (например, завязыванием шнурков), укладывания
спать, уборки "своей территории", чистки зубов перед сном и пр., то это —
первейшая забота родителя. Причем отдельные дела или действия ребенок к
этому времени уже может выполнять самостоятельно, без присмотра
взрослого и по собственной инициативе.
С первого сентября к этому добавляются:
- подготовка стола к выполнению домашней работы;
- сбор портфеля;
- подготовка с помощью родителей школьной формы (или одежды и обуви, в которой завтра ребенок пойдет в школу).
Как помочь ребенку организовать свое рабочее место?
Во-первых, личным примером. Если на Вашем рабочем месте постоянный
беспорядок, то совершенно бесполезно приучать к порядку ребенка.
Когда Вы покажете ребенку свое рабочее место (кухонный стол,
письменный стол, рабочий стол), то обратите его внимание, какими
предметами Вы пользуетесь, для чего они нужны и в каком порядке Вы их
раскладываете на рабочем месте.
Пусть ребенок расскажет Вам, какими вещами он пользуется при
подготовке к урокам и как ему удобнее их разложить на столе. Определив
вместе с ребенком удобные для разных вещей места, можно наклеить на
поверхность стола наклейки — "домики" для каждой вещи.
Обратите внимание на позу сидящего за столом ребенка. Ему еще трудно
контролировать себя, он не очень хорошо ощущает собственное тело, а тем
более трудно долго сидеть в одной позе. Можно сделать несколько
фотографий сидящего в разных позах ребенка, а потом изучить их вместе с
ним — имитируя эти позы и обсуждая, чем они плохи (искривление
позвоночника, затекание ног, закрывание собственной работы от света и
пр.). Научите его разным веселым упражнениям, которые лучше делать в
перерывах между занятиями (если ему уже показали в школе, пусть покажет
их Вам) — упражнения для пальцев рук, физкультминутки под ритмические
стихи.
Как часто требуется взаимодействовать с учителем в период адаптации?
В адаптационный период должна быть налажена постоянная связь между
школой и родителями. К сожалению, учителя редко знают о том, что
происходит с ребенком дома после занятий, а родители имеют слабое
представление о том, что происходило с ребенком в школе. Нужно
договориться о месте и времени встреч учителя и родителей, на которых
они могли бы обменяться своими наблюдениями, впечатлениями по поводу
действий детей. В течение первого года обучения детей родители и учителя
должны стать единомышленниками.
Статья предоставлена методическим центром "Развивающее обучение"
|